Программа развития управленческих компетенций
«ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРАКТИКУМ»
Тренер – Александр Трусь
Из всех искусств наиболее совершенным
является искусство управления.
Джеймс Хилтон «Потерянный горизонт»
Если дела в моем подразделении идут плохо –
это моя вина, как руководителя;
если дела в подразделении идут хорошо –
это заслуга моих сотрудников,
людей, которыми я руковожу.
«Золотое» правило эффективного управления
Актуальность Программы.
Подготовка современного руководителя, работающего в непростых, динамично меняющихся условиях, сродни подготовке бойцов элитных подразделений – она требует четкости в изложении управленческого инструментария, его детальной практической отработки, прилаживания к своей управленческой руке и закрепления на уровне умения. Чем содержательнее, основательнее и разнообразнее инструментальный набор, тем более эффективной будет управленческая деятельность, и больше возможностей получит руководитель для реализации оперативных функций, проведения индивидуальной и групповой работы с сотрудниками, ведения деловой коммуникации.
На решение этих задач нацелена Программа развития управленческих компетенций «Оперативный менеджмент: Практикум» в основе которой:
- авторская технология Александра Труся «Знак качества руководителя»;
- идеи классиков управления Питера Друкера, Ицхака Адизеса, Джима Коллинза, Дэна Кеннеди, Тома Питерса и др.;
- 25-летний опыт управленческой и предпринимательской деятельности, а также тренерской практики автора Программы с руководителями более чем 200 компаний в Республике Беларусь, Российской Федерации и других государствах СНГ;
- авторские тренерские методики, показавшие высокую эффективность в корпоративном и открытом образовательном формате, изложенные в монографии и практических пособиях по управленческому тренингу.
Программа состоит из трех однодневных модулей, проводимых с недельным интервалом
Количество участников: с целью реализации индивидуального подхода и результативной практической отработки управленческого инструментария – от 12 до 16 человек.
Отличительные особенности Программы:
- практикоориентированная направленность – более 80% времени – практическая работа участников: рассмотрение ключевых концептуальных положений оперативного менеджмента, получение актуальных управленческих инструментов, их отработка на тренинге с последующей реализацией в своей деятельности за рамками группы и получением обратной связи на очередном занятии;
- опора на управленческий и профессиональный опыт участников – определение его сильных сторон и выявление областей ближайшего развития для отработки на тренинге;
- интенсивность работы – получение участниками между занятиями заданий для оценки особенностей своей стилевой управленческой модели, изучения рекомендованной литературы, апробации в своем подразделении диагностических методик и определения эффективности управленческих инструментов в своей работе;
- использование на тренинге современных образовательных технологий и форм работы: мини-лекций, демонстраций, ролевых и ситуационных игр, групповых и парных упражнений на отработку, анализа конкретных рабочих ситуаций, групповых дискуссии, арт методик, видеообсуждения, проектной работы участников.
В результате тренинга участники:
- структурируют собственный управленческий опыт, проведут ревизию своих менеджерских компетенций, определяет области актуального развития;
- поймут свои индивидуальные особенности как руководителя, являющиеся как предпосылками, так и ограничениями в оперативной управленческой деятельности;
- рассмотрят современную организацию и ее структурное подразделение как открытую систему и личностную проекцию руководителя;
- увидят место руководителя в системе управленческих взаимодействий, а также оценят и расширят «ролевой репертуар» руководителя;
- осознают особенности своего индивидуального управленческого стиля и организационного психотипа, увидят их сильные стороны и возможные ограничения в работе;
- отработают инструменты реализации ключевых управленческих функций, проведения индивидуальной и групповой работы с сотрудниками;
- увидят действенность и возможные ограничения управленческого инструментария в отношении различных категорий сотрудников с учетом специфики ситуаций делового взаимодействия;
- отработают технологию анализа эффективности своей управленческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый модуль
«Знак качества» современного руководителя.
Содержание модуля:
- Оперативный менеджмент с точки зрения теории и практики;
- Составные компоненты структурной модели оперативного менеджмента в категориях процесса и результата;
- Руководитель – ключевая фигура управленческого процесса;
- «Знак качества руководителя» как структурно-функциональная модель и эффективный инструмент управления;
- Результативность и эффективность управленческой деятельности;
- «Золотые» правила эффективного оперативного менеджмента - в действии;
- Ролевой подход к управленческой деятельности: три уровня ролей и ключи доступа к ним;
- Ролевые позиции руководителя как активные носители информации и инструменты управленческого воздействия – содержательное наполнение, поведенческие проявления, в каких ситуациях целесообразно использовать;
- Территоризм в управлении и границы в деятельности руководителя;
- Организационно-управленческий психотип руководителя: использование его особенностей в повседневной управленческой деятельности и в бизнес-практике;
- «Черный ящик» как ключевой принцип оперативного управления;;
- Модели организационного построения: отличительные особенности, роль и место руководителя в них;
- Внутриорганизационные информационные потоки, особенности управления информацией в организациях различных типов;
- Руководитель оперативного уровня в организационной реальности - «между молотом и наковальней»;
- Категория «изменения» в деятельности руководителя.
Второй модуль
Задачи руководителя оперативного уровня и основные управленческие функции.
Содержание модуля:
- Многозадачность деятельности и полихроничность руководителя как фактор эффективного решения стоящих перед ним задач;
- Цикл оперативного менеджмента;
- Функция целеполагания: принципы и механизмы реализации;
- Правила оперативного планирования;
- Типы задач руководителя и особенности их реализации;
- Эффективная самоорганизация руководителя: принципы «хронос» и «кайрос»;
- Постановка задач, направленная на получение максимальных результатов силами сотрудников;
- Типичные ошибки передачи и приема информации при постановке задач;
- Почему при постановке задач сотруднику говорится одно, он слышит другое, а делает третье?;
- Отрабатываем инструменты:
- технологически и психологической грамотной организации себя и сотрудника при постановке задач;
- корректной передачи информации при постановке задач;
- минимизации информационных искажений при постановке задач;
- Принятие сотрудниками ответственности за выполнение поставленных руководителем задач;
- Делегирование полномочий: Зачем? Когда? Что? Кому? Как?;
- Сотрудник сопротивляется делегированию полномочий – от «простого непонимания» до открытого саботажа. Почему это происходит? Действия руководителя в этих ситуациях;
- Контроль выполнения: принципы и механизмы;
- Процессы, запускаемые и протекающие в структурном подразделении, в зависимости от того, каким образом руководителем реализуются основные управленческие функции.
Третий модуль
Индивидуальная и групповая работа руководителя с сотрудниками.
Содержание модуля:
- Рациональное и иррациональное начало в поведении сотрудников;
- «Камешек в организационном ботинке»: терпеть, вытряхнуть, стереть в порошок?;
- Методы диагностики потребностно-мотивационных компонентов персонала (Как понять, что движет сотрудником, и как это использовать в работе с ним?);
- Техники эффективной обратной связи, похвалы и порицания;
- Инструменты управления содержательным и динамическим пластами, повышения эффективности индивидуальной и групповой работы с сотрудниками;
- Понятие «лояльность» в управленческой практике. Категоризация персонала по этому основанию и особенности воздействия на каждую из групп;
- Конфликт в организации (в структурном подразделении): причины возникновения, особенности протекания и развития;
- Руководитель как третейский судья в ситуации организационного конфликта;
- Управленческие действия и поведенческие модели руководителей в различных ситуациях индивидуальной и групповой работы с сотрудниками.