Деловые игры

Все лучшее, что делается нами
Весенней созидательной порой,
Творится не тяжелыми трудами,
А легкою искрящейся игрой.
И. Губерман

Каждый из нас довольно часто использует в своем лексиконе слово «игра». Человек с рождения играет практически во всё на протяжении всей жизни. Недаром в известной японской поговорке отмечается, что душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет. Можно играть во что угодно: на скрипке, в карты, с детьми, в футбол, на бирже, в театре, «на нервах», «словами»... Вероятно, прав был великий Шекспир, говоря что «весь мир – театр». Главный герой российского сериала «Умножающий печаль», могущественный олигарх, человек средних лет, в разговоре со своим другом детства задается вопросом, что помогло ему достичь высот в непростой предпринимательской деятельности. И сам же отвечает на него: «Мы просто играли в бизнес».

Почему взрослые, солидные, успешные люди – профессиональные руководители, специалисты высокого уровня – по-прежнему обращаются к игре, оставив далеко позади детский возраст? Почему игра, рано или поздно перестав быть ведущим видом деятельности, никогда не отмирает за полной ненадобностью? Что заставляет нас осознанно и бессознательно вести нескончаемую «игру в жизнь»?

Homo Ludens – Человек Играющий

Наиболее частые ассоциации, которые дают участники проводимых в Школе управленческого мастерства тренингов и семинаров на слово «игра»: увлекательно, познавательно, приятно, удовольствие, драйв. Игровое взаимодействие в учебной группе взрослых статусных людей сопровождается «горящими глазами», эмоциональным подъемом, «состоянием потока», особым восприятием течения времени. Как здесь не провести параллель с детским опытом: «загляните вглубь мужчины или женщины, и вы увидите ребенка». Игра на занятиях со взрослыми людьми – одна из немногих сохранившихся возможностей поиграть как бы «на законных основаниях», которые остаются у взрослого человека в нашей культуре – и как бы доиграть в тренинге то, что недоиграно им в детстве. Собственно, когда взрослый человек играет, он автоматически попадает в детство. Это и есть одна из его немногих ресурсных областей, представляющая собой безграничное пространство новых возможностей. Человек как бы включает в себе некоего внутреннего «дурака» - естественно, архетипического, а не клинического, - который и отвечает за его творческое начало.

Игра пронизывает человеческую культуру на протяжении многих веков. Платону игра представлялась одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» философ говорит о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта. Он одним из первых отмечает практическую значимость игры для психофизического развития человека. Будучи из всех афинских «учителей мудрости» обладавшим наибольшей широтой интересов и глубоких познаний, он применил игровой метод в воспитании будущего императора Александра Македонского. В игровом взаимодействии с другими воспитанниками школы в Миезе, Александр под руководством мудрого Аристотеля учился мгновенно разбираться в сложной ситуации, учитывать многочисленные факторы и быстро принимать такие решения, о которых потом не нужно было бы сожалеть. Чтобы научиться избегать ошибок, нужно усиленно упражняться. Аристотель неустанно напоминал об этом и, подобно заботливому тренеру, который наставляет молодых игроков, проводил упражнение за упражнением.

Существуют различные подходы к определению термина «игра». В. Даль определяет игру как «забаву, установленную по правилам, и вещи, для того служащие». А глагол «играть» как «шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделья». С этим определением совпадает концепция немецкого психолога и философа М. Лазаруса, заключающаяся в рассмотрении игры как отдыха и разрядки. По его мнению, человек играет для того, чтобы занять деятельностью те мускулы и части тела, которые не были затронуты ею ранее. Согласно его теории, человек, в зависимости от вида деятельности, устает лишь частично, накапливая в организме общий избыток энергии, ищущей выход и, соответственно, растрачиваемой в игре. Следовательно, играть надо, когда тебе скучно и плохо, когда ты испытываешь неудовольствие и усталость, когда что-то не получается. Исходя из этого, игра дает, как минимум отдых, разрядку, снятие напряжения.

Но есть что-то, что делает игру особым видом отдыха. Наша «взрослая» жизнь настолько быстротечна, серьезна, изменчива и тороплива, что играть мы перестаем очень рано – и остаемся не наигравшимися, «недокормленными игрой» на всю жизнь. Каждый по своему опыту знает, что в любой взрослой компании необыкновенно легко затеять какое-нибудь игровое взаимодействие, и практически не найдется человека, который бы рано или поздно в нее не втянулся. Как отмечает известный российский арттерапевт Т.Ю. Колошина, играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. И вот в этом самом искусственно созданном пространстве вдруг и оказывается, что я на самом деле очень многое могу, и в частности – могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс было бы непозволительно не использовать. Игра дает свободу в выборе собственной стратегии, свободу мысли, а значит и вариативность действий. Собственно, игра, как увлекательный процесс, эффективный инструмент и площадка развития творческого потенциала, и рассчитана на нахождение принципиально новых стратегий, подходов к решению житейских, деловых и управленческих задач она не терпит шаблонов и стереотипов. В игре человек может быть кем угодно: сменив свою роль, он меняет и личностную позицию, и мотивацию внутри этой позиции, и способы действий. В результате на моих внутренних нехоженых территориях обнаруживаются такие вполне готовые к употреблению деятельностные механизмы, о которых я доселе и не подозревал! По всей видимости, именно в силу своей колоссальной ресурсности игровая деятельность не пропадает у человека с возрастом.

Обращаясь к определению игры, данному С.И. Ожеговым, обнаружим, что играет не только человек. Автор «Словаря русского языка» приводит различные словосочетания, связанные с игрой: Игра природы – что-н. необычайное, небывалое. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов; каламбур. Игра судьбы – непредвиденная случайность в жизни. Игра воображения – фантазия, плод фантазии, выдумки. Продолжая этот ряд, можно вспомнить многочисленные примеры из собственной жизни, когда мы говорим: «погода разыгралась не на шутку», «разыгрался зверский аппетит», «давай разыграем коллегу», «играют облака на небе»… Мы часто включаем этот глагол, а следовательно, и реальное действие в окружающий нас мир – повседневную жизнь и профессиональную деятельность – играть могут, например: волна, энергия, ветер, румянец, кровь, музыка, северное сияние, природа… И, как любил повторять О.И. Бендер, судьба играет человеком, а человек играет на трубе.

В современной научной теории и практике игровую сферу прочно закрепила за собой психолого-педагогической область. Многие выдающиеся отечественные психологи в своих работах неоднократно обращались к этому феномену. Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры» отмечает, что игра является важнейшим источником развития сознания, произвольности поведения, особой формой моделирования отношений. Л.С. Выготский дает определение игры как своеобразного отношения к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.

В психологии игра понимается как вид деятельности, воссоздающий те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса. Представление о том, что игровая деятельность – это единственный вид деятельности из всех доступных человеку, которая не имеет практической цели и направлена не на результат, а на сам процесс игры, прочно закрепилось в научных постулатах. Считается, что люди играют просто потому, что это приятно, и доставляет удовольствие. А если же человек начинает игру даже с такой, казалось бы, искренней и бескорыстной целью как «узнать что-то новое» – никакой игры не будет и в помине. А когда мы, взрослые, начинаем говорить про «развивающие» или «обучающие» игры, - не стоит забывать, что у ребенка нет и не может быть цели в ходе этой игры развиваться или обучаться. Если же таковая цель случайно у ребенка возникает, то он перестает играть и начинает обучаться.

Не вступая в научную дискуссию по поводу целеполагания в игре и целенаправленности игрового взаимодействия, отмечу, что в настоящее время грань между игровыми ситуациями и реальным миром, деловой практикой и управленческой деятельностью становится условной, а иногда практически стирается. Как отмечают многие мои коллеги, когда социальная активность затруднена, социализация в реальном мире значительно затрудняется – остается альтернативный вариант – создание нового мира и в игре и через игру. Игровая деятельность представляет собой один из главных факторов социализации, в частности приобретение личного опыта совместной деятельности. «Игра», «игровое взаимодействие», «игровая деятельность» - все это серьезные инструменты формирования и развития, а не только забава, развлечение и интересное времяпрепровождение. В этом плане мне близка точка зрения выдающегося советского педагога А.С. Макаренко о том, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. По его мнению, сходство игры и труда заключается в том, что:

- во-первых, в каждой «хорошей игре», как и в «хорошей работе», есть, прежде всего, усилие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное;

- во-вторых, «хорошая игра», точно так же как и «хорошая работа», доставляет радость. Это может быть и радость творчества, и радость победы, и радость эстетическая – радость качества;

- в-третьих, в «хорошей игре», как и в «хорошей работе», есть такая же большая ответственность.

Игра в деятельности собственника бизнеса и руководителя

Ни для кого не секрет, что современная деятельность делового человека и профессионального руководителя протекает в сложных, противоречивых, быстро меняющихся условиях. Эти люди  вовсе не играют, а очень напряженно работают. При этом зададимся вопросом: «Какой руководитель имеет большие предпосылки для повышения эффективности своей работы: тот, который работает или тот, который играет?» Кто-то  из них скажет: «Я работаю менеджером в крупной организации», хотя он там, действительно, именно работает и, между прочим, за свою работу получает денежное вознаграждение, а другой скажет иначе: «Я играю роль руководителя среднего звена». Очевидно, что между этими управленцами существует принципиальная разница. Например, как психолог, могу сказать, что у того руководителя, который «играет роль», скорее всего не будет синдрома эмоционального выгорания – он будет получать не только пользу от результата работы, но и удовольствие от самого управленческого процесса. А тому, который «работает», этот синдром грозит.

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в ней человек способен развиваться свободно, динамично и гармонично. Работая в организационной реальности конкретного предприятия, всегда важно и интересно разобраться, в какие игры играют сотрудники – и какие именно роли они в них выбирают. Как уже отмечалось, практически нет такого человека, который не любил бы играть. Невозможно переоценить значение игры для обучения и развития руководителя, формирования у него управленческих компетенций. Сделать игру союзником профессиональной деятельности современного человека – актуальная задача системы образования. Широко известна теория Э. Дейла, согласно которой, у обучающегося спустя две недели в памяти остается 10% того, что он читает, 20% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - проговаривает, обсуждает с другими, 90% - проговаривает и делает, использует в конкретной ситуации, применяет на практике. В этой связи игра – эффективное методическое средство подготовки руководителей.

Соглашусь с мнением своих коллег бизнес-тренеров, что во взрослой жизни игра приобретает иной характер, чем в более ранние периоды жизни человека, но от этого не теряет своей сути. Игра в обучении взрослых выполняет ряд функций: коммуникативная, релаксационная, социализирующая, педагогическая, компенсаторная, адаптационная и др. Во взрослой жизни это также мощный защитный инструмент, позволяющий решить задачу саморегуляции и самосбережения, эффективный способ профилактики стресса или постстрессового состояния. Игра социализирует, развивает и оздоравливает личность, учит жить в реальном мире.

Что дает деловому человеку, профессиональному руководителю
пространство игры, «игровая арена», игровая деятельность?

Очень и очень много!

Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизмы сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания.

Играя в деловые игры, собственник бизнеса, руководитель, специалист получает:

- расширение своих управленческих, профессиональных и коммуникативных возможностей (я могу попробовать различные инструменты);

- безопасность для экспериментов (я имею право на управленческие, коммуникативные и иные ошибки, а также на «глупые» вопросы);

- развитие врожденной креативности (я не говорю «не могу»; говорю – «пока не знаю, как»);

- развитие адаптационных способностей (я всегда готов к любым изменениям);

-  гармонию (равновесие, баланс) взаимодействия внутреннего и внешнего мира (все устроено мудро, правильно, красиво в этом мире);

- удовольствие, радость, состояние потока (жить – значит, получать удовольствие!).