Развернутое описание

 

Образование

По образованию военный психолог. В 1991 году окончил Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище с золотой медалью. Спустя несколько лет, уже в суверенной Беларуси на базе нашего училища и МВИЗРУ была образована Военная академия Республики Беларусь. Годы учебы, своих преподавателей, командиров и однокашников я вспоминаю с особой теплотой. Сейчас, по прошествии более чем тридцати лет после того замечательного времени, все отчетливее осознаешь, что помимо закладки хорошего теоретического фундамента и развития профессионально важных качеств – самостоятельности и организованности, принятия ответственности за выполняемые дела и творческого подхода к решению непростых задач военной службы – вся система подготовки в училище была нацелена на формирование выпускника как управленца. Хотя это не декларировалось, но данной цели служило как содержательное наполнение преподаваемых учебных дисциплин – тактики, военной психологии, общевоинских уставов и др. – так и сама атмосфера одного из лучших военных вузов страны, формирующая у курсантов лидерские качества, силу воли, нацеленность на победу. В качестве примера с гордостью можно привести первое место, которое наша рота заняла в 1990 году в Вооруженных Силах СССР в марш-броске на 10 километров, в нелегкой борьбе обойдя легендарное Рязанское училище ВДВ! Опять же с гордостью говорю о том, что многие мои однокашники в настоящее время занимают высокие должности в Вооруженных Силах и других силовых структурах Беларуси, России и других государств, как принято сейчас говорить, «ближнего зарубежья». Немало ребят сделали блестящую менеджерскую карьеру в органах государственного управления и на предприятиях различных форм собственности, создали «с нуля» и успешно развили собственные бизнесы.

Служба в Вооруженных Силах

После окончания политического училища проходил службу на командных должностях, в течение шести лет работая непосредственно с личным составом – занимался обучением, воспитанием, развитием. Моей мечтой еще с курсантских лет была преподавательская деятельность, и после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Военном Университете Российской Федерации я стал преподавателем кафедры психологии Военной академии Республики Беларусь. Открывались блестящие перспективы для дальнейшего построения военной карьеры, так как в то время я был самым молодым кандидатом наук в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Но, можно сказать, что произошла «случайная неслучаность».

HR-практика и первые шаги в качестве бизнес-тренера

Случай свел меня с руководителями небольшого тогда коммерческого предприятия, которые имели амбициозные планы по его развитию. Собственник бизнеса предложил мне заняться постановкой кадрового менеджмента, так как до этого в организации никто данное направление не вел, работа с персоналом происходила спонтанно и велась «от случая к случаю». Сделать выбор в пользу коммерческой фирмы, сойти с гарантировавшей карьерный рост, стабильность и надежность военной стези было непросто во всех отношениях – психологическом, материальном, семейном... Но, тем не менее, в звании майора я оставил службу и взялся за новое, интересное и перспективное дело.

За пять лет, что я проработал в Компании – официальном дистрибьюторе «Procter & Gamble» в Беларуси, мы из небольшой фирмы превратились в солидное предприятие республиканского масштаба, численно выросли в пятнадцать раз, открыли несколько новых бизнес-направлений. «С нуля» было создано управление по работе с персоналом. С гордостью говорю о том, что в 2002 году наша Компания получила звание «безусловный лидер в области кадрового менеджмента» среди предприятий-дистрибуторов «Procter & Gamble – Восточная Европа». Наиболее важным аспектом работы было создание и поддержание атмосферы командного взаимодействия руководителей, основанной на профессионализме, доверии и стремлении к постоянному развитию. Мы, будучи молодыми менеджерами, росли вместе с Компанией, которая превратилась в мощную кузницу управленческих кадров.

Здесь мною были сделаны первые шаги в качестве бизнес-тренера: функционал директора по персоналу не только предполагал создание в рамках Компании самостоятельного направления подготовки руководителей и сотрудников, но и позволил органично сочетать управленческую практику с обучением и развитием коллег, а также сотрудников наших деловых партнеров. Как бизнес-тренер я заложил основательный концептуальный фундамент в Институте тренинга в Санкт-Петербурге, а уважаемую Нину Юрьевну Хрящеву я считаю своим первым и главным Учителем.

Дальнейший управленческий путь

Следующий шаг на управленческом пути – заместитель генерального директора по организационному развитию. На этой должности занимался широким спектром вопросов стратегического и оперативного управления предприятием, а также обучением и развитием сотрудников. Совершенствование концептуальной тренерской базы и расширение методического инструментария продолжил у известных российских психологов, авторитетных специалистов в области групповой работы – Бориса Михайловича Мастерова, Михаила Николаевича Гордеева, Татьяны Юрьевны Колошиной. Наше взаимодействие с Татьяной Юрьевной в учебной группе переросло в теплые дружеские отношения, а совместная книга «Арт-терапевтические техники в тренинге», вышедшая в издательстве «Речь», номинирована на Всероссийскую национальную премию «Золотая психея».

Тренерская практика

Накопленный управленческий и тренерский опыт позволили создать авторские технологии подготовки руководителей, которые реализованы со слушателями и магистрантами, как в ведущих учебных заведениях Беларуси – Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, так и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Будучи связанным с системой вузовского образования, своей основной областью тренерской практики считаю корпоративный формат.