Программа системной управленческой подготовки
«Оперативный менеджмент»
Если дела в моем подразделении идут плохо –
это моя вина, как руководителя;
если дела в подразделении идут хорошо –
это заслуга моих подчиненных,
людей, которыми я руковожу.
«Золотое» правило эффективного управления
Программа подготовлена для:
- собственников бизнеса – как имеющих опыт предпринимательской практики и управленческой деятельности, так и новичков, только делающих первые шаги в направлении самостоятельной деловой жизни;
- профессиональных руководителей различных организационных звеньев, осуществляющих оперативное управление вверенными им организацией или отдельным структурным подразделением в интересах владельца бизнеса;
- сотрудников исполнительского звена, выдвинутых в кадровый управленческий резерв и нацеленных на поступательное построение менеджерской карьеры.
Программа состоит из девяти однодневных модулей. Между занятиями участники получают задание для изучения рекомендованной литературы, практической отработки и закрепления полученных управленческих инструментов, а также апробации диагностических процедур.
В результате тренинга участники:
- проведут upgrade и систематизацию имеющихся знаний по тематике оперативного управления, пополнят свою управленческую копилку новыми знаниями;
- структурируют собственный управленческий опыт;
- наработают менеджерские навыки, необходимые для эффективной оперативной управленческой деятельности;
- рассмотрят современную организацию (структурное подразделение в организации) как открытую систему и личностную проекцию руководителя;
- поймут отличительные особенности современных организаций и их структурных подразделений, функционирующих в различных парадигмах, а также протекающих в них процессов взаимодействия при реализации управленческих функций;
- увидят место руководителя в системе организационно-управленческих взаимодействий, а также оценят «ролевой репертуар» руководителя;
- получат инструментарий эффективной самоорганизации, исходя из своих личностных особенностей;
- осознают свой индивидуальный управленческий стиль и организационный менталитет, увидят их сильные стороны и возможные ограничения;
- получат алгоритм работы при выработке, принятии и реализации управленческого решения;
- освоят инструменты целеполагания, постановки и трансляции задач, делегирования полномочий, контроля исполнения сотрудниками и распределения ответственности между участниками организационного процесса при выполнении заданий;
- «приладят к собственной руке» техники работы с сотрудниками;
- увидят действенность и возможные ограничения предлагаемых инструментов работы в отношении различных категорий и типов сотрудников, с учетом специфики ситуаций делового взаимодействия;
- осознают механизмы и особенности действия социально-психологического и экономического феномена мотивации и стимулирования применительно к своему подразделению и текущей организационно-управленческой ситуации;
- приобретут знания и наработают умения в области групповой и индивидуальной управленческой работы с сотрудниками, получат систему «опорных точек», с помощью которых можно простраивать процедуры индивидуального и группового взаимодействия;
- осознают сильные стороны, ресурсы и слабые звенья своей команды;
- посмотрят на различные управленческие ситуации глазами руководителя и сотрудника.
Первый модуль
Оперативный менеджмент
как область профессиональной деятельности руководителя.
Современный руководитель: его влияние на процесс и результат работы организации / структурного подразделения.
- Введение в современный менеджмент: управление с точки зрения теории и практики, сравнительные характеристики его областей;
- Составные компоненты структурной модели оперативного управления в категориях процесса и результата;
- «Золотые» правила эффективного оперативного управления;
- Руководитель – ключевая фигура управленческого процесса; структурно-функциональная модель современного руководителя;
- Результативность и эффективность деятельности руководителя;
- «Эталонная» модель руководителя оперативного уровня;
- Личностные особенности руководителя как предпосылки и ограничения эффективности управленческой деятельности;
- Стиль управления: типология, влияние на деловые взаимодействия внутри организации / структурного подразделения и на отношения с внешней средой;
- Ролевой подход к деятельности руководителя; ролевые позиции оперативного менеджера – содержательное наполнение, поведенческие проявления, в каких ситуациях целесообразно использовать, власть и личностное влияние руководителя;
- Организационно-управленческий психотип руководителя: использование его особенностей в повседневной управленческой деятельности;
- Масштаб руководителя: целенаправленная работа по его расширению и взаимосвязью с построением карьеры;
- Категория «изменения» в деятельности руководителя;
Второй модуль
Руководитель в системе организационного взаимодействия.
Организация / структурное подразделение как открытая система и личностная проекция руководителя.
- Организация / структурное подразделение в контексте теории систем;
- Организационно-управленческие парадигмы: отличительные особенности, место и роль руководителя в них;
- «Черный ящик» как эффективная модель оперативного управления;
- Внутриорганизационные информационные потоки, барьеры движения информации в организации;
- Динамические процессы и явления, протекающие в организации / структурном подразделении и особенности управления ими;
- Уровни оперативного управления конкретным организационным образованием: модель «воронка»;
- Руководитель в организационной реальности - «между молотом и наковальней» - управленческие ошибки и искушения;
- Территоризм в управлении и границы в деятельности руководителя.
Третий модуль
Задачи руководителя и основные управленческие функции.
Эффективная самоорганизация руководителя
и использование стресса в своих профессиональных интересах.
- Задачи руководителя оперативного уровня;
- Управленческая триада;
- Цикл оперативного менеджмента;
- Функция целеполагания: принципы и механизмы реализации;
- Декомпозиция цели: подходы и техники;
- Правила оперативного планирования;
- Типы задач руководителя и особенности их реализации;
- Эффективная самоорганизация руководителя: принципы «хронос» и «кайрос»;
- Внутренние и внешние «пожиратели» временного ресурса: приемы минимизации их влияния;
- Структура рабочего пространства руководителя;
- Энергия как ключевой управленческий ресурс. Техники саморегуляции руководителя.
Четвертый модуль
Организация сотрудников.
- Постановка задач сотрудникам: технологические и психологические аспекты – «почему сотруднику говорится одно, он слышит другое, а делает третье»;
- Типичные ошибки передачи и приема информации при постановке задач;
- Принятие сотрудниками ответственности за выполнение поставленных руководителем задач;
- Делегирование полномочий: Когда? Зачем?; Что? Кому? Как?;
- Сотрудник сопротивляется делегированию полномочий – от «простого непонимания» до открытого саботажа. Почему это происходит? Действия руководителя в этих ситуациях;
- Контроль выполнения: принципы и механизмы.
- Процессы, запускаемые и протекающие в структурном подразделении, в зависимости от того, каким образом руководителем реализуются основные управленческие функции.
Пятый модуль
Выработка, принятие и реализация руководителем
управленческого решения как основная управленческая функция.
Эффективное управление ресурсами.
- Классификация управленческих решений, их преимущества и недостатки;
- Алгоритмизация работы руководителя при принятии рациональных решений;
- Оптимальные поведенческие модели руководителя при принятии решения;
- Ресурсы в управленческой деятельности, в организации и во внешней среде.
Шестой модуль
Мотивация и стимулирование в деятельности руководителя.
- Основные положения мотивационного менеджмента, ключевые принципы и психологические закономерности, лежащие в основе трудовой мотивации;
- Три ключевых вопроса трудовой мотивации;
- Понятие «лояльность» в управленческой практике. Категоризация персонала по этому основанию и особенности воздействия на каждую из групп;
- Мотивационные мифы;
- Материальные и нематериальные инструменты стимулирования персонала;
- Территоризм в стимулировании персонала;
- Методы диагностики потребностно-мотивационных компонентов персонала (Как понять, что движет сотрудником, и как это использовать в работе с ним?).
Седьмой модуль
Команда руководителя: слагаемые успеха.
- Модели командного взаимодействия;
- Особенности построения команды, показатели продуктивности командной работы;
- Выделение приоритетов в совместной деятельности;
- Общение в команде и коллективный интеллект;
- Конструктивное использование энергии конфликта;
- Принятие индивидуального и группового решения в команде;
- Техники, повышающие качество командных решений, усиливающие сотрудничество и снижающие напряженность в группе, устраняющие конфликт интересов;
- «Ловушки» при принятии групповых решений.
Восьмой модуль
Индивидуальная работа руководителя с сотрудниками.
- Рациональное и иррациональное начало в поведении сотрудников;
- Эффективная обратная связь: правила и уровни;
- Трудные / проблемные сотрудники: приемы работы с ними;
- Конфликт в организации / в структурном подразделении: причины возникновения, руководитель как третейский судья;
- Управленческие действия и поведенческие модели руководителей в различных ситуациях индивидуального взаимодействия с сотрудниками.
Девятый модуль
Групповая работа руководителя с сотрудниками.
- Уровни развития группы и КПД групповых форм работы руководителя с сотрудниками: почему он такой, и как его повысить?;
- Технологический аспект: структурная схема эффективных форм групповой работы;
- Психологический аспект: эмоционально-отношенческий уровень взаимодействия руководителя и сотрудников;
- Управление содержательным и динамическим пластами групповой работы;
- Роль и место руководителя в подготовке и проведении групповых форм работы с сотрудниками;
- Особенности работы на совещании, планерках, подведении итогов и т.п.;
- Оценка результатов и эффективности групповой работы, техника «bridgind».