Программа системной управленческой подготовки
«Оперативный менеджмент»

Если дела в моем подразделении идут плохо –
это моя вина, как руководителя;
если дела в подразделении идут хорошо –
это заслуга моих подчиненных,
людей, которыми я руковожу.
«Золотое» правило эффективного управления

 

Программа подготовлена для:

- собственников бизнеса – как имеющих опыт предпринимательской практики и управленческой деятельности, так и новичков, только делающих первые шаги в направлении самостоятельной деловой жизни;

- профессиональных руководителей различных организационных звеньев, осуществляющих оперативное управление вверенными им организацией или отдельным структурным подразделением в интересах владельца бизнеса;

- сотрудников исполнительского звена, выдвинутых в кадровый управленческий резерв и нацеленных на поступательное построение менеджерской карьеры.

Программа состоит из девяти однодневных модулей. Между занятиями участники получают задание для изучения рекомендованной литературы, практической отработки и закрепления полученных управленческих инструментов, а также апробации диагностических процедур.

В результате тренинга участники:

  • проведут upgrade и систематизацию имеющихся знаний по тематике оперативного управления, пополнят свою управленческую копилку новыми знаниями;
  • структурируют собственный управленческий опыт;
  • наработают менеджерские навыки, необходимые для эффективной оперативной управленческой деятельности;
  • рассмотрят современную организацию (структурное подразделение в организации) как открытую систему и личностную проекцию руководителя;
  • поймут отличительные особенности современных организаций и их структурных подразделений, функционирующих в различных парадигмах, а также протекающих в них процессов взаимодействия при реализации управленческих функций;
  • увидят место руководителя в системе организационно-управленческих взаимодействий, а также оценят «ролевой репертуар» руководителя;
  • получат инструментарий эффективной самоорганизации, исходя из своих личностных особенностей;
  • осознают свой индивидуальный управленческий стиль и организационный менталитет, увидят их сильные стороны и возможные ограничения;
  • получат алгоритм работы при выработке, принятии и реализации управленческого решения;
  • освоят инструменты целеполагания, постановки и трансляции задач, делегирования полномочий, контроля исполнения сотрудниками и распределения ответственности между участниками организационного процесса при выполнении заданий;
  • «приладят к собственной руке» техники работы с сотрудниками;
  • увидят действенность и возможные ограничения предлагаемых инструментов работы в отношении различных категорий и типов сотрудников, с учетом специфики ситуаций делового взаимодействия;
  • осознают механизмы и особенности действия социально-психологического и экономического феномена мотивации и стимулирования применительно к своему подразделению и текущей организационно-управленческой ситуации;
  • приобретут знания и наработают умения в области групповой и индивидуальной управленческой работы с сотрудниками, получат систему «опорных точек», с помощью которых можно простраивать процедуры индивидуального и группового взаимодействия;
  • осознают сильные стороны, ресурсы и слабые звенья своей команды;
  • посмотрят на различные управленческие ситуации глазами руководителя и сотрудника.

Первый модуль

Оперативный менеджмент
как область профессиональной деятельности руководителя.
Современный руководитель: его влияние на процесс и результат работы организации / структурного подразделения.

  • Введение в современный менеджмент: управление с точки зрения теории и практики, сравнительные характеристики его областей;
  • Составные компоненты структурной модели оперативного управления в категориях процесса и результата;
  • «Золотые» правила эффективного оперативного управления;
  • Руководитель – ключевая фигура управленческого процесса; структурно-функциональная модель современного руководителя;
  • Результативность и эффективность деятельности руководителя;
  • «Эталонная» модель руководителя оперативного уровня;
  • Личностные особенности руководителя как предпосылки и ограничения эффективности управленческой деятельности;
  • Стиль управления: типология, влияние на деловые взаимодействия внутри организации / структурного подразделения и на отношения с внешней средой;
  • Ролевой подход к деятельности руководителя; ролевые позиции оперативного менеджера – содержательное наполнение, поведенческие проявления, в каких ситуациях целесообразно использовать, власть и личностное влияние руководителя;
  • Организационно-управленческий психотип руководителя: использование его особенностей в повседневной управленческой деятельности;
  • Масштаб руководителя: целенаправленная работа по его расширению и взаимосвязью с построением карьеры;
  • Категория «изменения» в деятельности руководителя;

Второй модуль

Руководитель в системе организационного взаимодействия.
Организация  / структурное подразделение как открытая система и личностная проекция руководителя.

  • Организация  / структурное подразделение в контексте теории систем;
  • Организационно-управленческие парадигмы: отличительные особенности, место и роль руководителя в них;
  • «Черный ящик» как эффективная модель оперативного управления;
  • Внутриорганизационные информационные потоки, барьеры движения информации в организации;
  • Динамические процессы и явления, протекающие в организации  / структурном подразделении и особенности управления ими;
  • Уровни оперативного управления конкретным организационным образованием: модель «воронка»;
  • Руководитель в организационной реальности - «между молотом и наковальней» - управленческие ошибки и искушения;
  • Территоризм в управлении и границы в деятельности руководителя.

Третий модуль

Задачи руководителя и основные управленческие функции.
Эффективная самоорганизация руководителя
и использование стресса в своих профессиональных интересах.

  • Задачи руководителя оперативного уровня;
  • Управленческая триада;
  • Цикл оперативного менеджмента;
  • Функция целеполагания: принципы и механизмы реализации;
  • Декомпозиция цели: подходы и техники;
  • Правила оперативного планирования;
  • Типы задач руководителя и особенности их реализации;
  • Эффективная самоорганизация руководителя: принципы «хронос» и «кайрос»;
  • Внутренние и внешние «пожиратели» временного ресурса: приемы минимизации их влияния;
  • Структура рабочего пространства руководителя;
  • Энергия как ключевой управленческий ресурс. Техники саморегуляции руководителя.

Четвертый модуль

Организация сотрудников.

  • Постановка задач сотрудникам: технологические и психологические аспекты – «почему сотруднику говорится одно, он слышит другое, а делает третье»;
  • Типичные ошибки передачи и приема информации при постановке задач;
  • Принятие сотрудниками ответственности за выполнение поставленных руководителем задач;
  • Делегирование полномочий: Когда? Зачем?; Что? Кому? Как?;
  • Сотрудник сопротивляется делегированию полномочий – от «простого непонимания» до открытого саботажа. Почему это происходит? Действия руководителя в этих ситуациях;
  • Контроль выполнения: принципы и механизмы.
  • Процессы, запускаемые и протекающие в структурном подразделении, в зависимости от того, каким образом руководителем реализуются основные управленческие функции.

Пятый модуль

Выработка, принятие и реализация руководителем
управленческого решения как основная управленческая функция.
Эффективное управление ресурсами.

  • Классификация управленческих решений, их преимущества и недостатки;
  • Алгоритмизация работы руководителя при принятии рациональных решений;
  • Оптимальные поведенческие модели руководителя при принятии решения;
  • Ресурсы в управленческой деятельности, в организации и во внешней среде.

Шестой модуль

Мотивация и стимулирование в деятельности руководителя.

  • Основные положения мотивационного менеджмента, ключевые принципы и психологические закономерности, лежащие в основе трудовой мотивации;
  • Три ключевых вопроса трудовой мотивации;
  • Понятие «лояльность» в управленческой практике. Категоризация персонала по этому основанию и особенности воздействия на каждую из групп;
  • Мотивационные мифы;
  • Материальные и нематериальные инструменты стимулирования персонала;
  • Территоризм в стимулировании персонала;
  • Методы диагностики потребностно-мотивационных компонентов персонала (Как понять, что движет сотрудником, и как это использовать в работе с ним?).

Седьмой модуль

Команда руководителя: слагаемые успеха.

  • Модели командного взаимодействия;
  • Особенности построения команды, показатели продуктивности командной работы;
  • Выделение приоритетов в совместной деятельности;
  • Общение в команде и коллективный интеллект;
  • Конструктивное использование энергии конфликта;
  • Принятие индивидуального и группового решения в команде;
  • Техники, повышающие качество командных решений, усиливающие сотрудничество и снижающие напряженность в группе, устраняющие конфликт интересов;
  • «Ловушки» при принятии групповых решений.

Восьмой модуль

Индивидуальная работа руководителя с сотрудниками.

  • Рациональное и иррациональное начало в поведении сотрудников;
  • Эффективная обратная связь: правила и уровни;
  • Трудные  / проблемные сотрудники:  приемы работы с ними;
  • Конфликт в организации / в структурном подразделении: причины возникновения, руководитель как третейский судья;
  • Управленческие действия и поведенческие модели руководителей в различных ситуациях индивидуального взаимодействия с сотрудниками.

Девятый модуль

Групповая работа руководителя с сотрудниками.

  • Уровни развития группы и КПД групповых форм работы руководителя с сотрудниками: почему он такой, и как его повысить?;
  • Технологический аспект: структурная схема эффективных форм групповой работы;
  • Психологический аспект: эмоционально-отношенческий уровень взаимодействия руководителя и сотрудников;
  • Управление содержательным и динамическим пластами групповой работы;
  • Роль и место руководителя в подготовке и проведении групповых форм работы с сотрудниками;
  • Особенности работы на совещании, планерках, подведении итогов и т.п.;
  • Оценка результатов и эффективности групповой работы, техника «bridgind».